Установленный на бензиновой газонокосилке мотор, как и любой другой двигатель внутреннего сгорания, требует ухода и периодического технического обслуживания, включающего замену масла. От правильного выбора смазочной жидкости зависит не только эффективность работы газонокосилки, но также скорость износа отдельных деталей, потребность в ремонте и срок службы двигателя в целом. Мы подготовили полноценную инструкцию, какое масло лучше заливать в бензиновую газонокосилку и как это делать.
Функции моторного масла газонокосилки
Основная функция смазочных материалов в любом двигателе внутреннего сгорания – снижение износа сопряженных подвижных деталей (поршня и других), а также предотвращение появления на их поверхности механических повреждений. Тонкий слой масла на поверхности деталей хоть и не останавливает, но существенно замедляет износ и разрушение металла при трении. Помимо этого смазка выполняет и другие задачи:
- способствует более эффективному воздушному охлаждению всех элементов;
- позволяет выполнять работы на максимальных оборотах длительное время без перегрева двигателя;
- служит дополнительной защитой деталей от коррозионных процессов.
От качества применяемого масла и соответствия его характеристик типу двигателя напрямую зависит эффективность его применения.
Общие требования к маслу для двух- и четырехтактных двигателей
Учитывая особенности работы двигателей, часть требований к применяемому маслу являются универсальными для всех случаев, но также имеется и ряд отличий. Все без исключения смазочные материалы газонокосилки должны обладать такими свойствами:
- обеспечивать минимальное трение соприкасающихся деталей, при этом обладать текучестью, позволяющей равномерно распределиться по всей поверхности и вязкостью, предотвращающей стекание;
- способствовать улучшению охлаждения агрегата, обладая достаточной для этого теплопроводностью;
- позволять выполнять работы на максимальных оборотах длительное время;
- служить дополнительной защитой от контакта с влагой, предотвращая коррозионные процессы.
Идеальный вариант – использовать масло, рекомендованное производителем техники или же полный его аналог.
Особенности масел для двухтактных двигателей
Масло, применяемое в двухтактном двигателе, смешивается с бензином и сгорает вместе с топливом. Принимая во внимание такие особенности использования помимо основных, перечисленных выше, оно должно обладать рядом специфических свойств:
- хорошо смешиваться с бензином, равномерно распределяясь по всему объему топлива и создавая однородную субстанцию;
- содержать минимальное количество примесей, образующих при сгорании дым, гарь и золу;
- обладать устойчивостью к воздействию высоких температур;
- при наличии отдельного бака – иметь хорошие показатели текучести.
Некоторые производители вводят в состав таких смазочных материалов специальные добавки, способствующие удалению с поверхностей деталей двигателя нагара и мельчайшей пыли, образующейся при трении.
Читайте также:
Лучшие масла для 2-х тактных газонокосилок
- LUXE Super 2T – относительно недорогое, но высококачественное полусинтетическое масло универсального назначения, которое можно применять не только для обслуживания бензиновых газонокосилок, бензопил или других садовых инструментов, а также мотороллеров, мопедов и другой техники.
- Huter 2T – всесезонное, отлично зарекомендовавшее себя при уходе за газоном весной или осенью, полусинтетическое смазочное вещество. Специальные добавки способствуют равномерному распределению по всему объему топлива при смешивании, а также практически полное выгорание.
- ROLF GARDEN 2T – полусинтетическое масло, обеспечивающее максимальную защиту от истирания и износа, а также коррозионных процессов. Хорошо подходит для газонокосилок, регулярно работающих на максимальной мощности и высоких оборотах.
- Husqvarna HP – специально разработанное для применения в газонокосилках, бензопилах и другой садовой технике или инструменте масло, отличительной особенностью которого является возможность смешивания с топливом не самого высокого качества, в результате чего снижается количество отложений на картере. Единственный недостаток продукта – высокая стоимость по сравнению с другими.
- Kixx G1 SP 5W-40 – основное преимущество этой марки масла (помимо высокого качества и сбалансированного состава) — его универсальность, делающая возможным применение не только в двухтактных, но и в четырехтактных двигателях.
Особенности масел для четырехтактных двигателей
В отличие от двухтактных, в четырехтактных двигателях масло не сгорает, а длительное время циркулирует в системе и поэтому должно обладать следующими характеристиками:
- хорошей текучестью;
- способностью сохранять все свои физико-химические свойства на протяжении всего срока эксплуатации.
Лучшие масла для 4-х тактных газонокосилок
- BRIGGS&STRATTON 4 stroke SAE-30 – летнее минеральное масло средней вязкости, со сбалансированным набором присадок, обеспечивающим минимальное количество копоти и нагара на деталях, а также низкое содержание вредных веществ в выхлопных газах. Допускается применение в качестве альтернативы рекомендуемым производителем ГСМ с аналогичными характеристиками.
- LIQUI MOLY Universal 4-Takt Gartengerate Oil 10W-30 – всесезонное минеральное масло, предназначенное для применения как в бензиновых, так и в дизельных двигателях внутреннего сгорания газонокосилок, скарификаторов, мотоблоков и другой садовой техники как с воздушным, так и с водяным охлаждением. Практически не дымит и не оставляет на деталях нагара.
- G-Energy G-Motion 4T 5W-30 – всесезонное масло подходит не только для газонокосилок, но и для других типов садовой техники, в том числе и для задействованной в зимний период, поэтому его можно считать универсальным для применения на даче или в частном доме.
- Castrol Power 1 4T 20W-50 – универсальное полусинтетическое масло, подходящее как для садовой техники, так и для мотороллеров, мопедов, моторных лодок и других маломощных транспортных средств. Технология Power Release Formula гарантирует максимально быструю циркуляцию смазочного материала, обеспечивая беспроблемную работу двигателя на высоких оборотах на протяжении длительного периода времени.
- Газпромнефть 20W50 API SF/СС JASO MA2 – минеральное масло, предназначенное для использования в летний период в четырехтактных двигателях газонокосилок, мотоблоков, электрогенераторов и другой техники. Основное преимущество – оптимальное сочетание высоких эксплуатационных характеристик и разумной стоимости.
Классификация масел
Для обслуживания газонокосилок применяют три типа масел, отличающихся составом, способом производства и эксплуатационными свойствами:
- Синтетические. Высококачественные смазочные материалы, к отличительным свойствам которых относится максимально однородная структура, а также экономный расход и сохранение своих свойств длительное время. Идеально подходят для четырехтактных двигателей, однако стоят довольно дорого из-за относительно сложной технологии производства.
- Минеральные. Самые доступные смазочные материалы, представляющие собой продукт перегонки и дистилляции нефтепродуктов. Относительно недолговечны и больше подходят для применения в двухтактных моторах.
- Полусинтетические. Компромиссный вариант, представляющий собой смесь двух вышеописанных типов в различной пропорции. Качество такой смазки выше, чем у полностью минеральной, а цена дешевле по сравнению с синтетикой.
В составе любого масла могут присутствовать присадки, повышающие какие-либо из его характеристик.
В зависимости от назначения по классификации API, разработанной в 1969 году Американским Нефтяным Институтом (American Petroleum Institute), выделяют следующие разновидности масел:
- TA – используется в маломощной технике с объемом двигателя не более 50 см³ (не только в газонокосилках, но и в скутерах и т.д.);
- TB – применяется с двигателях средней мощности с объемом в пределах 50-200 см³ (в газонокосилках большой мощности, а также в мотороллерах и другом маломощном транспорте);
- TC – предназначено для двигателей различной (в пределах 50-500 см³) мощности и способно выполнять свои функции при постоянных высоких температурах (в том числе в газонокосилке, часто работающей на максимальных оборотах);
- TD – узкоспециализированное масло для подвесных лодочных моторов с жидкостным охлаждением.
Также с 2001 года действует классификация по степени вязкости SAE, выделяющая 11 классов (6 зимних – 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W и пять летних – 20, 30, 40, 50, 60). В газонокосилках применяют либо летние марки, либо всесезонные (обозначаются через дефис с указанием зимнего и летнего класса). Чем выше цифра, тем лучше масло сохраняет свои свойства при повышении температуры окружающей среды и обеспечивает качественную работу двигателя в летнюю жару.
Замена масла в газонокосилках
Периодичность замены масла указывается производителем в инструкции по эксплуатации конкретной модели газонокосилки. Если же такие данные отсутствуют, то замену выполняют через каждые 50-60 моточасов работы, а также перед консервацией техники на зиму для предотвращения образования коррозии.
Замена масла представляет собой довольно простую процедуру как для двухтактных, так и для четырехтактных двигателей.
В первом случае основное внимание нужно уделить точности соблюдения пропорций при добавлении его в топливо. Для разных марок масла соотношение может составлять от 1 к 30 до 1 к 50.
Замена масла в четырехтактном двигателе предполагает выполнение таких операций:
- подготовку необходимого для замены объема ГСМ;
- прогрев двигателя газонокосилки в течение нескольких минут для нагрева и разрежения старого смазочного материала;
- выключение двигателя и слив отработанного масла в заранее подготовленную емкость через отверстие в картере (к сожалению, оно предусмотрено не во всех моделях и зачастую сливать смазочную жидкость приходится через горловину, что менее удобно);
- после закручивания заглушки на сливном отверстии газонокосилка устанавливается на ровную, без наклонов и перекосов, поверхность;
- через заливное отверстие в бак заливается свежее масло до требуемого уровня (наполнение контролируется при помощи щупа).
Читайте также:
Какое масло заливать в бензиновую газонокосилку
Применение качественного и отвечающего характеристикам двигателя конкретной модели газонокосилки масла является залогом длительной бесперебойной работы устройства. Попытки сэкономить и применять низкосортные дешевые смазочные материалы обычно приводят к быстрому износу и выходу из строя деталей двигателя – в итоге его ремонт или замена обойдутся в более существенную сумму, чем сэкономленные на масле средства.